Ночь в саду

Садовое освещение

Малые архитектурные формы | №4 (61) '2011

Чем больше участок, тем он темнее по ночам. Это днем можно любоваться живыми изгородями, мостиками и ручьями, бегущими с альпийских горок. Ночью все однотонно и серо. Но стоит сделать интересное освещение — и ночной сад преобразится.

  • © epr/Schego

  • © Vista Professional Outdor Lighting

  • © WiqLights.com

  • © licht.de

  • © Morgan Landscape Group

  • © UnterbergerWirt

  • © Piscinelle

  • © Vista Professional Outdor Lighting

  • © Vista Professional Outdor Lighting

  • © Personal Touch Landscape

  • © Piscinelle

  • © Present BedandBreakfast.com Inc

Лучше всего предусмотреть ландшафтное освещение заранее, когда план сада еще только разрабатывается, и включить схему подсветки в общий проект благоустройства участка. Потому что уже на сформированной территории делать все это будет намного сложнее.

Можно удовольствоваться светильниками на солнечных батареях — они не требуют никаких проводов. Но самое большее, что они могут обеспечить, — это минимальный комфорт при ночном передвижении по участку. Да и эффективность их существенно зависит от погоды.

В противном случае системе освещения потребуются установка дополнительного оборудования, закладных элементов и подводка кабелей, которые должны быть закопаны в землю на глубину не менее 70 см. Все это способно изрядно испортить уже благоустроенный сад. Но если используются низковольтные светильники, глубина заложения может быть сущест­венно меньше (прямо под дерн), а защита самого кабеля — простейшая.

Цели и объекты

Зачем вообще нужно ландшафтное освещение? Конечно, если участок — 6 соток и ночью он подсвечивается уличным фонарем, то дополнительный свет, возможно, и необязателен. Но, повторимся, чем больше территория, чем сложнее и разнообразнее ландшафт, тем больше потребность в освещении, которое преследует три основные цели: сделать участок безопасным, удобным и красивым.

Теперь о том, что, собственно, принято и рекомендуется освещать. Это:
– дорожки, тропинки, аллеи, подъездные пути, мостики и т. п.;
– водные объекты (бассейн, пруды, ручьи, фонтаны);
– фасад дома;
– различные функциональные зоны, например, летнюю кухню с барбекю;
– прочие объекты, которые фантазия дизайнера хотела бы выделить: например, малые архитектурные формы (беседки, скамейки, статуи, фигурки, цветники и пр.), а также отдельные деревья, кусты и просто газон.

Типы светильников

Конечно, для освещения сада можно использовать парковые фонари — сегодня их делают из самых разных материалов и в разных стилях. Но такие приборы скорее относятся к «дневному» дизайну, нежели к «ночному». Ведь в темноте самих светильников не видно, а свет, который они дают, чаще всего не слишком эффективен и неинтересен с точки зрения светотехники. Поэтому при профессиональном ландшафтном освещении используется техника, которую в зависимости от выполняемой функции с известной сте­пенью условности можно разбить на несколько групп.

К первой группе относятся светильники для подсветки дорожек, помогающие передвигаться в темное время суток. Это так называемое «сопровождающее освещение». Также весьма распространены направленные светильники, предназначенные для точечного освещения объектов. Они, в свою очередь, бывают двух видов — верхней подсветки (down lights) и нижней подсветки (up lights).

«Даунлайты» устанавливаются на стены зданий, деревья, столбы. Обычно они имеют специальный крепеж для монтажа на вертикальные поверхности, и потому часто применяются для выделения светом элементов фасада, а также для дежурного освещения. При организации подсветки ландшафта светильники необходимо использовать осторожно, чтобы не создавать ослепляющий эффект. Лучше всего, чтобы свет был мягким, напоминающим лунный. Для этого достаточно небольшой мощности.

«Аплайты» широко используются как для подсветки фасадов домов и козырьков крыш, так и в саду — для светодизайна деревьев, кустарников и т.п. Они освещают объект снизу вверх, выделяя его из темноты ярким пятном. Чаще всего такие светильники устанавливаются прямо в грунт. При необходимости положение прибора легко меняется.

В отдельную группу выделим световые приборы, предназначенные для подсветки ступеней лестниц, а также всевозможных ограждений — балюстрад, периметров беседок и т.д. Можно для этих целей задействовать и обычные светильники матового света, но чаще прибегают к скрытой подсветке с помощью небольших встраиваемых ламп. Корпус утапливается в вертикальное ограждение, поэтому он не виден.

Наконец, особая группа — подводные светильники. Разумеется, все они имеют соответствующий уровень защиты, о чем свидетельствует маркировка IP68 (указывается в технической документации к прибору). Цифра 8 обозначает возможность длительного нахождения под водой.

До сих пор мы говорили о приборах, которые создают некие световые картины. Внешний вид таких «фонарей» либо вовсе не имеет значения (поскольку они попросту не видны), либо важен только в дневное время. Но существуют и другие светильники, которые сами по себе являются важным элементом дизайна участка ночью и вечером.

Фасад

Дом — важнейший элемент участка, влияющий на выбор дизайн-концепции всей территории, и от того, как его подать, зависит очень многое. Надо сказать, что в последнее время среди владельцев загородной недвижимости подсветка фасадов стала довольно популярной. Помимо прочего она позволяет гостям судить об архитектуре дома, его отделке и дизайне. Ночью коттедж уже не выглядит черным квадратом со светящимися прямоугольниками окон. А это немаловажно.

В отличие от больших зданий в мегаполисе, загородные дома не требуют использования мощных прожекторов. Здесь на первый план выходит художественность освещения, которая определяется гармоничным сочетанием заливающего и то­­чечного света. Акцентирующая подсветка призвана подчеркнуть отдельные, наиболее выразительные элементы фасада — колонны, портики, лепнину, герб, парадную дверь и т. п. Благодаря этому даже скромный коттедж приобретает объем и смотрится солидным особняком. А солидный особняк — почти Эрмитажем.

Поэтому при освещении фасада часто применяют как рассеивающие, так и фокусирующие линзы. Сами источники света могут быть видимыми (уличные фонари и настенные бра), и тогда их дизайн, как правило, должен соответствовать архитектурному стилю здания, или невидимыми, когда свет льется как бы ниоткуда — из-под карнизов, из земли и т. п.

Пути-дорожки

Подсветка дорожек — один из основных элементов световой картины участка. Ими занимаются в первую очередь. Но необходимо учитывать, что главная задача сопровождающего освещения — обеспечение безопасности и комфорта. Дорожка не должна быть слишком яркой, дабы не перевешивать по восприятию те элементы общей композиции, которые играют более декоративную роль. Кроме того, яркий свет слепит.

Чаще всего для этой цели используют светильники в виде столбиков до метра высотой, называемые также боллардами. Причем предпочтительнее модели с матовыми рассеивателями или дающие свет, направленный вниз, а также так называемые индиректы. Столбики с люминесцентными, галогенными или светодиодными лампами располагают справа и слева, обычно в шахматном порядке, обеспечивая освещение дорожки по всей длине.

Существуют светильники, специально предназначенные для подсветки дорожек, о чем свидетельствует и их название — pathlights. Световой поток таких приборов направлен строго вниз, и поэтому никого не ослепляет. Самые маленькие из них, те, которые обычно скрывают в придорожных кустах, используются с галогенными лампами, а светильники побольше — с люминесцентными.

Малые формы, кусты и деревья

А вот при световом оформлении самого сада — с его деверьями, кустами, альпий­скими горками, водоемами, малыми архитектурными формами — важно максимально проявлять творческую фантазию. Опять же здесь возможны различные подходы. Например, можно рядом со скамейкой или беседкой поставить красивый фонарь или поместить невидимый светильник направленного света где-нибудь на дереве — и беседка, скамейка или статуя окажутся как бы в световом облаке.

Кусты и деревья, как уже говорилось, чаще подсвечивают снизу. Здесь важно правильно расставить акценты, выделить те элементы, которые не бросаются в глаза днем, выстроить взаимоотношения отдельных частей — и тогда вы получите неповторимый, индивидуальный облик своего ночного сада.

Однозначных рекомендаций не существует — в каждой конкретной ситуации необходимо подбирать тот или иной источник света и его расположение. И по возможности хорошо бы изначально заложить в проект мобильность, модифицируемость системы, потому что существуют очень большие различия между тем, как выглядит один и тот же объект летом или зимой. Не говоря уже о том, что снег совершенно по-другому отражает свет, нежели темная земля или зеленый газон.

Функциональные зоны и вода

Простейший способ осветить пруд или фонтан — использовать герметичные светильники с галогенными лампами, располагая их недалеко от поверхности. Чтобы вода не казалась желтой, рекомендуется применять голубые светофильтры.

Другое дело, что совершенно не лишним будет освещение самого водоема или по крайней мере его периметра — просто из соображений безопасности. Кроме того, бассейн обычно является частью зоны отдыха, к которой предъявляются свои требования. Как минимум свет должен обеспечивать безопасность и комфорт. Но довольно часто здесь принимают гостей, и освещение носит праздничный характер. Поэтому помимо обычных ламп в таких случаях широко используются светодиодные и оптоволоконные светильники, позволяющие декорировать пространство яркими насыщенными цветами и создавать уникальные композиции. В том числе и динамические, сменяющие друг друга в течение вечера.

Светодиодные и оптоволоконные системы очень хороши для визуального деления участка — маркировки границ разных функциональных зон. Причем и цветом, и яркостью можно управлять. Получается «световая карта» участка в масштабе 1:1.

Стоит отметить, что возможности современных технологий настолько широки, что главное — вовремя остановиться, дабы соблюсти гармонию, которая нужна и днем, и ночью.

Комментарий специалиста

  • Дмитрий Улитин, архитектор, студия дизайна ArtZonA.ru

Дмитрий Улитин, архитектор, студия дизайна ArtZonA.ru:
Светильников на солнечных батареях существует великое множество, и применение их зависит от конкретных функций. Поэтому правильно подобранный светильник на солнечной батарее даже в наших широтах может отлично справляться с возложенными на него обязанностями.

– Система освещения может быть многофункциональной, а управление ею — централизованным, с помощью системы «умный дом» (или «умный сад»), но все это заметно увеличивает стоимость проекта.

– В нашем климате использование углубленных в грунт светильников предполагает их постоянное обслуживание летом и тем более зимой. Поэтому целесообразнее применять светильники, приподнятые над землей.

– Если в доме есть животные, то устанавливать датчики движения не рекомендуется. Лучше использовать фотоэлемент с ответной частью, расположив его выше роста животного.

– По своему опыту могу сказать, что подсветка любых лестниц — неотъемлемая часть проекта.

– Если для вас важен дизайн, то необязательно использовать точно такие же светильники, как у соседа, или те, что есть в магазине. Возможно, ваш дизайнер сможет сам создать оригинальные светильники или поможет найти специалиста в данной области. В своих проектах для подсветки дорожек я обычно применяю светильники, встраиваемые непосредственно в мощение или бордюр. В дневное время они практически не видны и не являются обособленными объектами, а включаются в темное время суток и выполняют функцию системы навигации.

– Сложно говорить о мобильности системы освещения, если только светильники не на солнечных батареях или не работают от аккумулятора. Что касается использования света в саду зимой, то это скорее верхний свет либо поднятый выше уровня снежного покрова (встроенный в бордюры, подпорные стенки, цоколь дома).

– Для создания цветной подсветки лучше всего подходят светодиоды. С их помощью можно получить разнообразные световые эффекты и создать светодинамические композиции. Выбор цвета освещения и подсветки в той или иной зоне зависит от стилевого, цветового и концептуального решения объекта. Также с помощью света можно решать задачи зонирования.

Текст: Александр Спарбер

Поделиться:

Смотрите также

  • Про бабочек и не только Малые архитектурные формы | №5 (86) '2015 Про бабочек и не только

    Декоративные композиции из бабочек выполнены художником Александром Лягиным из стекла, мрамора и металла. Бабочка — это символ любви, счастья и благополучия. Бабочка является олицетворением красоты, свободы и напоминанием о том, что жизнь быстротечна и нужно прожить ее прекрасно, легко, окрыленным и счастливым...

  • Прыжок леопарда Малые архитектурные формы | №6 (57) '2010 Прыжок леопарда

    Имя Хамиша Маки широко известно в кругах ценителей искусства и коллекционеров. Его уникальные скульптуры, отлитые из бронзы и серебра, изображают животный мир так достоверно, что кажется, будто время застыло в стремительном прыжке леопарда или грациозном беге антилопы...

  • Волшебный сад Малые архитектурные формы | №2 (53) '2010 Волшебный сад

    Ходить по саду, когда не видно дорожек, аллей и мостиков, некомфортно и даже небезопасно. А зимой вообще темнеет рано, когда активная жизнь еще в самом разгаре. И если ночь безлунная, есть опасность провалиться в сугроб. Из вышесказанного вытекают две основные функции садового освещения. Первая — обеспечение безопасности и удобства, вторая — собственно дизайн...