Свобода, движение, свет

Интервью с Кристофером Брэдли-Хоулом

Ландшафтный дизайн | №4 (73) '2013

15 марта 2013 года в Москве в рамках Международной выставки «ДОМ и САД. Moscow Garden Show» прошли авторские мастер-классы английского ландшафтного архитектора и дизайнера Кристофера Брэдли-Хоула — одного из главных модернистов нашего времени, по проектам которого создаются современные частные и общественные сады в разных частях света. Несмотря на жесткий график, Кристофер нашел время для нас и рассказал о собственном саде, о том, на чем стоит современный ландшафтный дизайн и сколько может стоить дизайнерский проект.

Корр.: Кристофер, ваш первый сад создан в вашем родном Брайтоне… Он больше классический или современный?

Кристофер Брэдли-Хоул: | Да, первый сад — это сад, который я приобрел в Брайтоне, рядом с морем. Он, как и все сады, которые я делаю, выполнен в современном стиле.

Корр.: Вы проверяли на нем свои идеи?

К.Б-Х.: | Этот сад все еще не готов... Любой сад, который я делаю, является для меня своего рода экспериментом, и я постоянно экспериментирую с чем-то новым.

Корр.: В вашем саду есть злаки?

К.Б-Х.: | Да, злаковые травы я очень люблю и всегда использую их в большом количестве. У них очень хороший натуралистический образ, и они отлично сочетаются с другими растениями.

Корр.: Кристофер, последние 20 лет вы последовательно развиваете стратегию модернизма в ландшафте. В свое время Ле Корбюзье, формулируя концепцию архитектуры нового времени, дал «5 отправных точек». Каковы основы современного ландшафтного дизайна по вашему мнению?

К.Б-Х.: | Хороший вопрос. Это свобода в процессе проектирования, которая позволяет не создавать проекты, симметричные относительно центральной оси. Развитие, прогрессия в посадках: растения должны меняться по мере вашего перемещения по саду, создавая тем самым ощущение движения. В современном саду должно быть много света. И если раньше растения порой просто стояли без движения, то теперь они должны двигаться при дуновении ветра.

Корр.: Какие идеи модернизма наиболее жизнеспособны в ландшафтной архитектуре?

К.Б-Х.: | Думаю, это поддержание чистоты, ясности исходного пространства. Например, чтобы создать проект в стиле минимализма, я люблю минимализм, вам не стоит слишком много сажать в саду.

Корр.: В чем ценность абстракции для ландшафтного дизайна?

К.Б-Х.: | Думаю, дизайн есть в большой степени абстракция. Это своего рода современное искусство, как литература, изобразительное искусство, когда художник создает абстрактный рисунок, являющийся интерпретацией на тему устройства мира. Это очень важно, по-моему, для вашей собственной истории. Но не менее важно, чтобы предлагаемая интерпретация подходила современному герою.

Корр.: Bradley-Hole Schoenaich Landscape Architects (BHSLA) в среднем одновременно ведет до 20 проектов, и вы отвечаете за дизайн-концепцию каждого сада. Что позволяет избегать штампов?

К.Б-Х.: | Я не думаю, что можно сделать одинаковые сады, потому что места — разные, клиенты всегда разные и время тоже разное. Когда вы приступаете к новому проекту — знакомитесь с территорией, и, на мой взгляд, это первый шаг, который позволит самому месту что-то сказать. Я думаю, очень важно найти особенности конкретного места и перенести их в сад. Но, конечно же, все зависит от того, для чего сад создается. И еще: если вы твердо верите в спонтанный дизайн, то обстоятельства, вещи сами вас направляют.

Корр.: Что вас может вдохновить при проектировании сада?

К.Б-Х.: | Вдохновляет все. Архитектура, природа, ландшафты, искусство... Куда бы вы ни посмотрели, вдохновляют люди, нет предела вдохновению, если вы ищете его.

Корр.: В какой момент проектирования вы начинаете вводить растения?

К.Б-Х.: | Когда я наношу линию на бумагу, в голове уже держу тип растений, которые планирую использовать. В некоторых случаях первостепенно это, в других — важно получить правильную структуру пространства, но все время нужно помнить, какого типа растения будет легче применить.

Корр.: Каков минимальный бюджет ваших садов?

К.Б-Х.: | Тяжело работать с бюджетом менее 100 000 фунтов, создавая дизайнерский сад, вне зависимости от размеров. Вам понадобится примерно такой бюджет, чтобы все сделать качественно.

Корр.: Как удается совмещать свои идеи и желания заказчиков? У нас это пока проблема.

К.Б-Х.: | В этом-то вся хитрость. Вы должны понимать, что хочет ваш клиент, это очень важно. Нет смысла делать сад, который не будет приносить ему радости, это является важной частью дизайнерского процесса, и, мне кажется, сад будет более ценным, если клиент примет участие в его разработке. Я стараюсь полностью вовлекать клиента в процесс.

Корр.: Где, с каким ландшафтом вам хотелось бы поработать?

К.Б-Х.: | Мне интересно работать по всему миру — каждый регион имеет свой собственный климат… Я работал в Киеве, на Украине, и мне очень понравилось. Мне бы хотелось поработать в странах с более теплым климатом. В Крыму, например, юг Франции был бы тоже интересен.

Корр.: Можете назвать несколько любимых исторических и современных садов…

К.Б-Х.: | Исторические сады… Хайхэм (Higham Park) — замок и парк в Англии, который мне очень нравится, и ландшафтный парк XVIII века в Стоу (Stow), в котором в традиционном стиле работали многие дизайнеры. Из современных проектов мне нравится покет-парк в Нью-Йорке — это очень маленький сад и особенное место: огромный водопад находится прямо между двумя зданиями… (Имеется в виду мини-парк Paley Park. — Прим. ред.) Вы можете присесть, выпить кофе в этом замечательном парке в самом центре Манхэттена.

Корр.: Чье творчество в современном дизайне вам интересно?

К.Б-Х.: | Мне нравится современная архитектура… Работы Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield), Джона Поулсона (John Poulson)... В дизайне современного сада я люблю работы Пита Удольфа, особенно сад в Нью-Йорке.

Фото: Christopher Bradley-Hole Landscape

Поделиться:

Смотрите также

  • Экзамен на зрелость Ландшафтный дизайн | №1 (64) '2012 Экзамен на зрелость

    В этом саду что-то не так... Приблизительно с такого признания началось наше общение с хозяйкой двенадцатилетнего сада площадью около 1 га на берегу водохранилища...

  • Шпалерная графика Ландшафтный дизайн | №5 (62) '2011 Шпалерная графика

    Начиная со средневековья одним из изысканных украшений дома и сада становятся шпалеры. Одни – стенные безворсовые ковры, тканные вручную, другие – решетки-опоры для растений. С итальянского shpalliera переводится как «ряды деревьев», происходит же слово «шпалера» от итал. spalla – «подпорка, плечо»...

  • Джон Брукс: «Мой принцип — следовать природе» Ландшафтный дизайн | №3 (60) '2011 Джон Брукс: «Мой принцип — следовать природе»

    24 марта знаменитый английский ланд­шафтный дизайнер Джон Брукс, для нескольких поколений ландшафтных дизайнеров в разных странах мира ставший учителем и наставником, провел в Москве авторские мастер-классы. За несколько часов до их начала господин Брукс ответил на вопросы «Дома и сада»…