О зрении: форма, цвет, движение

Терапевтический сад. Часть 2

Мир растений и деревьев | №1 (94) '2017

Текст и фото: Ксения Сурина, биолог, коллекционер роз, потомственный розовод

Мы продолжаем говорить о терапевтическом саде. О создании места, в котором отдыхали бы наши органы чувств. Эта статья о зрении.
Читать «Целебные ароматы». Часть 1>>

Общепринято, что через орган зрения поступает до 90% всей информации о мире. Глаза трудятся, когда мы читаем, пишем, учимся, развлекаемся, общаемся в социальных сетях. Через них проходят мегабиты информации. Они работают на износ — постоянно следят, сравнивают, рассматривают. Под вечер глаза и мозг устают. Что даст им отдых? Как сделать внешнюю среду комфортной для глаз, хотя бы на некоторое время?

  • © sluls.ru

  •  

  • © «Ландшафтная мастерская Сергеевых»

  • © Кристофер Брэдли-Хоул

  • © Евгений Тарасов

  • © Лучано Джуббилей

  • © RHS/Сад Harlow Carr

Природа создала зрение под свои нужды. Есть сетчатка, на которую поступает вся зрительная информация; огромное количество нейронов, собирающих и обрабатывающих «сведения» по определенным признакам и составляющих несколько специализированных отделов мозга.

Наши глаза постоянно находятся в движении. Главные движения глаз (саккады) настолько быстры, а иногда малы по амплитуде, что мы их не замечаем. Двигаясь, глаза постоянно сканируют пространство, чтобы каждые полсекунды на сетчатке была новая картинка. Если таких движений не будет — наш глаз ничего не увидит.

Когда глаза рассматривают природный пейзаж, они танцуют. Легко, непринужденно, незаметно. Многообразие контрастов, оттенков цветов, игра светотени, плавные линии, движения можно отследить, и их не много. Глаз отдыхает.

В урбанистической среде все не так. Контрасты резкие, линии прямые, цвета яркие, однотонность на больших пространствах, скорости бешеные. Глаза всегда в напряжении.

Нейрофизиологами описано два визуальных пространства, которые вызывают негативные последствия для глаз, а значит, и ухудшение психологического статуса человека: однородное визуальное пространство и агрессивное.

Однородное визуальное пространство

Снежные просторы вечной мерзлоты и безжизненная пустыня — это природные воплощения однородного зрительного пространства. Здесь нет образов, деталей, цветов, одна монохромность. Для глаз детали и образы как для легких воздух. Согласитесь, без воздуха дышать нельзя. Так и глазам невозможно смотреть, если все одинаково. Наступает «сенсорный голод».

У полярников частое нарушение зрения — нистагм, когда глаз не может сфокусироваться на точке. Причина — долгое нахождение в однородной визуальной среде.

В городе много деталей. Но чаще всего они однообразны — это стены зданий из стекла и бетона, большие площади газона вдоль трасс, заасфальтированные площадки, заборы, закрывающие пространство и перспективу.

Что происходит со зрением в таких условиях? Быстрые движения глаз становятся разбалансированными. Зрительные нейроны на однородность либо не реагируют, либо реагируют очень слабо. Глаза с трудом ищут детали в пространстве, чтобы каждые полсекунды поменять изображение на сетчатке. Если картинка на сетчатке не меняется — в мозг поступает «нулевая информация», что приводит к нервным перегрузкам. В условиях эксперимента, в искусственно созданной однородной среде (белый фон), через одну минуту у трети людей темнело в глазах, у остальных мутнело, и у всех было чувство потери зрения. Когда изображение на сетчатке остается неизменным, человек перестает видеть объект через 1–3 секунды.

Новорожденные дети не любят смотреть на однотонные зрительные пространства. Более того, в первые два-три года, когда у ребенка формируется зрительная система, это вредно. У маленьких детишек с врожденной катарактой после удачной хирургической операции зрение восстанавливалось не полностью, они не могли отличать формы предметов, несмотря на обучение. Потому что в первые годы жизни глаза не получали того огромного потока зрительной информации, которая нужна для формирования зрительной системы. Ограниченность визуальной среды в городе и недоступность для городских детей природных пейзажей оборачиваются неполноценностью зрительной системы у взрослого человека. Можно кричать о гармонии будущей личности, а можно сажать пейзажные растения в детсадах, создавая визуальное пространство, сходное с природой.

Агрессивная визуальная среда

Это пространство, где одновременно можно увидеть большое количество одинаковых элементов (рис. A, B, C). В природе такого не встретишь, а в городах — очень часто.

Почему агрессивное? Потому что часто повторяющийся контраст приводит к гипервозбуждению нервной системы. В зрительной системе нейроны воспринимают не просто свет и цвет, они реагируют на контраст пар: свет — темнота, красный — зеленый или синий — желтый. Ученые наблюдают повышение биоэлектрической активности мозга при рассматривании таких полотен. У некоторых людей регистрируются вспышки так называемой фоточувствительной эпилепсии.

Агрессивная визуальная среда

Благоприятная визуальная среда

Есть работы психологов, исследовавших комфортность ощущений, в которых говорится о том, что архитектура, созданная по принципу золотого сечения (так строили древние греки, затем византийцы, итальянцы), — наиболее приятна для человека. Интуитивно он чувствует соотношение 1:1,63 золотой пропорции, и все отклонения ему кажутся «неправильными». Может быть, из-за того, что в пропорциях человеческого тела это сочетание встречается часто. Из таких пропорций складывается также чувствительность нейронов различных органов чувств к физическим воздействиям (зрительным, слуховым и другим).

Нелюбовь к классике — это скорее дань моде, желание выделиться, а не глубокое исследование себя и своих ощущений.

С точки зрения физиологии нашим глазам нужно движение от одной детали к другой. Есть детали — будет непринужденное движение. Идеал — лес и пейзажные стили садово-парковой архитектуры: английский, китайский, деревенский, отчасти классицизм. Палитра для создания терапии для глаз широка. Плавные линии дорожек, где каждый поворот — новый маленький пейзаж. Разнообразие деревьев и кустарников. Миксбордеры с продуманной цветовой гаммой листвы. Контрастные сочетания цветов, но без частых ритмических повторов. Цветы с разным периодом цветения, меняющие колористику сада. Травы, даже на малых площадях позволяющие имитировать ощущение поля. Растения с высокими цветоносами, при дуновении ветра создающие движение. Ажурная листва, привносящая игру теней. Растения с графичными кронами, архитектурным обликом или яркими плодами в монохромное зимнее время станут объектом для рассматривания…

Остается интуитивно понять, что вам ближе, комфортнее, без оглядки на модные течения и «советы специалистов», и воплотить в своем саду.

Редакция и автор благодарят за научную консультацию и материалы д.б.н. профессора А.В. Латанова.

Поделиться:

Смотрите также

  • Многоликие горцы Мир растений и деревьев | №6 (93) '2016 Многоликие горцы

    С чего начать рассказ о горцах? С того, что систематики делят этот некогда единый род на собственно горцы, фаллопии, рейнутрии, персикарии, тараны и еще ряд родов, да так, что сами в них путаются? А может, с открытия, что вездесущая сахалинская «греча», гроза садов, вовсе не сахалинская, а японская? Или начать с самых красивых горцов, наделенных природой потрясающими расписными листьями? Все же начнем с «гречи»...

  • Ярче солнца Мир растений и деревьев | №5 (92) '2016 Ярче солнца

    Гелениум — яркое, солнечное растение. Да и название рода Helenium происходит от латинского «helios», что в переводе на русский означает солнце. Разноцветные корзинки неприхотливого гелениума все чаще встречаются в современных природных цветниках. Гелениум осенний — достаточно высокое растение. Яркие корзинки у этого вида собраны в крупные соцветия щитковидной формы...

  • Внимание — лилейник! Мир растений и деревьев | №4 (91) '2016 Внимание — лилейник!

    В саду иногда необходим красивый акцент на втором плане, в глубине миксбордера или в центре клумбы. Для такой цели прекрасно подойдут высокорослые сорта лилейников. В июле они придут на смену тюльпанам, нарциссам, ирисам и пионам. А осенью их красивая листва ничуть не нарушит гармонии всей композиции...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: