Тайны корейского сада

Сады и парки мира | №1 (46) '2009

Корейский полуостров расположен на востоке Евро-Азиатского континента. Около трети площади полуострова занимают две горные системы, не препятствующие циклонам, а лишь распределяющие осадки. Восточное побережье омывается Японским морем, западное — Жёлтым, вследствие этого на территорию страны часто приходят обильные дожди. Климат муссонный, с ярко выраженной сменой четырех времен года. Весна и осень теплые, но короткие, лето жаркое и влажное, зима сухая и морозная, с ясной погодой.

Природный мир Корейского полуострова очень близок к континентальному, иногда он очень напоминает российский. Здесь произрастают и широколиственные леса с дубами и кленами, и хвойно-лиственные. Ближе к горным системам появляется больше низкорослых сосен, елей, кедров. На юге страны, где теплое течение Корейского пролива слегка сглаживает резкость климатических перепадов, можно встретить заросли бамбука, редкие виды черной сосны. Весной цветут традиционная для данной части Азиатского региона дикая вишня (здесь насчитывается до 40 ее видов) и азалия. Символ осени здесь, как и в России, багряный клен. В мире очень ценятся корейский женьшень и другие местные лекарственные растения. В Корее более 20 национальных парков, и еще 30 — провинциального значения.

Ландшафтный дизайн в Южной Корее издревле считался высоким искусством. Как много веков назад созидатели опирались на традиционные ценности общества, так и по сей день ландшафтные дизайнеры руководствуются догмами философских школ, провозглашавших сосуществование и взаимодействие положительного и отрицательного. Сад — не просто окружение дома, а его продолжение, развитие идеи домашней атмосферы при помощи богатства флористического мира. Корейский сад необходимо воспринимать по-особенному, памятуя о том, что здесь не может быть только одной точки обзора. Этот принцип объясняется очень просто: корейские дизайнеры создают свои шедевры, черпая вдохновение в ландшафтах дикой природы — с деревьями, прудами и реками, горами. Как и повсеместно в Азии, корейцы благоговейно относятся к национальным традициям, которыенаходят логическое продолжение в современном ландшафтном дизайне.

Для корейцев природа — не только источник красоты, радующий глаз, но и питание для ума и духа. Основополагающих принципов при создании садов в Корее несколько. Несмотря на то что сад создается руками человека и в нем применяются некоторые искусственно созданные объекты, он должен выглядеть абсолютно естественно, словно рожден природой. Ведь здесь в силу вступает принцип созерцания — только в молчании и спокойствии духа можно постичь истинную гармонию и понять сад как миниатюрный мир. Вследствие небольших площадей садов ощущение пространства и завершенности композиции, как уже говорилось, достигается при помощи особых приемов. Многоплановая перспектива помогает создать иллюзию пространства. Составляющие ландшафта, соседствующие друг с другом, должны быть обязательно различны, только в таком случае они помогают каждому вошедшему обнаружить для себя множество образов, каждый раз по-новому воспринимать их, пропуская через призму эмоционального состояния. В корейских садах, при всем их стремлении к объемам и визуальному наслаждению красотой, основными элементами являются вовсе не горки, цветы или газоны. Бал правят камни и вода, затем — деревья или бамбук, и уже только потом в ход идут строения. Камни символизируют тело Земли, силу рождения и созидания, вода, в свою очередь, — ее жизненный дух, безмятежность и разум. Именно вода приносит в сад живительную силу. В большинстве водоемов вода полна жизни: растений, рыб, насекомых. Но у нее есть еще одно важное и глубоко символичное значение для ландшафтного дизайна. Водная гладь отражает предметы подобно зеркалу; в отличие от людей она лишь демонстрирует, но не оценивает эти картины, не хранит память о них. Это очень знаковый элемент сада, предназначенный для совершенства духа. Камни необычных форм используются и как отдельные объекты, и как строительный материал. В таких случаях их размещают по берегам прудов, фонтанов, для единения и взаимной нейтрализации стихий земли и воды, а также как основу под деревянные балки, дорожки, мосты.

Корейские сады неповторимы, загадочны, глубоко символичны. Одним из любимых растений является сосна, символ долголетия, магнолии — символы достатка, а также рододендроны, примулы. Но основной цвет сада все же зеленый. Необходимо полностью осмотреть корейский сад, познакомиться с каждым, даже самым укромным его уголком, и кто знает, какой еще секрет он предложит нам разгадать...

Обязательным элементом всегда являются зигзагообразные тропы и мосты: так посетителям открывается больше видов, а также водоемы, отражающие небо. Благодаря всем этим принципам при нахождении в корейском саду очень легко отключиться от суеты внешнего мира; создается ощущение настоящей бесконечности времени, что способствует обретению спокойствия и умиротворения.

Многочисленные постройки в традиционных корейских садах возводились так, чтобы быть максимально непохожими друг на друга. У каждого имелись определенные функции. Выйдя на верхние террасы, можно созерцать всю панораму сада. Террасы специально поднимали над землей, чтобы символически приблизить человека к облакам. Рядом обычно располагались несколько небольших зданий.

Текст и фото: Дмитрий Федотов

Поделиться:

Смотрите также

  • Красота по-французски Сады и парки мира | №2 (95) '2017 Красота по-французски

    Городок Ля Гасийи, расположенный на берегу реки Афф, известен далеко за пределами французской Бретани. Его слава связана с именем коренного гасилийца Ива Роше. Создав в 26 лет крем на основе лютичного чистяка, он положил начало будущей империи под названием Yves Rocher. В основе марки лежит идея биологической агрокультуры...

  • Идиллия парка Флорал Сады и парки мира | №1 (76) '2014 Идиллия парка Флорал

    Деревушка Апремон-сюр-Алье, расположенная в Луарской низменности, — одна из самых живописных во всей Франции. Средневековые домики с черепичными крышами, увитые плющом и плетистыми розами и окруженные цветниками, теснятся на извилистых улочках, над ними возвышается замок с белыми башнями в неоготическом стиле. Постепенно деревня переходит в пейзажный парк с видами, напоминающими то о Китае, то об Англии, то о России.

  • Территория искусств Сады и парки мира | №1 (76) '2014 Территория искусств

    Сад скульптур Ханны Пешар — пример удивительного слияния окружающей природы, воды и искусства. Он находится всего в пятидесяти километрах от Лондона, но его трудно назвать английским. Хозяева, скорее, воплотили здесь свою мечту о саде с чертами их родины...